Наверх

Сетевые объединения и их формы

Ярлыки:
17.12.2011
В теории управления, как правило, выделяют 4 формы сетевых объединений:
  • Временная модульная сеть объединяет партнеров с явно выраженной ориентацией на ключевые компетенции. Для такой сети характерна низкая заменяемость партнеров, ограниченность сроков существования, ассиметричная зависимость партнеров по сети. Такой вид кооперации применялся при взаимодействии компании Mercedes и Swatch.
  • Сеть для выполнения отдельных заказов рассчитана на мобилизацию ориентированных на проект высококлассных ресурсов. Предусмотрена заменяемость партнеров, сроки заказов строго ограничены, зависимость партнеров по сети симметрична.
  • Целевые сетевые объединения. Представляет собой партнерский пул, рассчитанный на предложение общих решений. Основой сотрудничества является доверие к партнерам и общие ценностные ориентиры. Кооперация в таких сетях, отличаются высокой степени открытости и симметричной зависимостью партнеров.
  • Сети для крупных проектов являются открытыми организациями , нацеленными на рациональное объединение ресурсов. Для привлечения ключевых компетенций и финансов на мировом рынке ими широко используется система Интернет.
По одной из системно-сетевых характеристик виртуальные предприятия делятся на децентрализованные и централизованные. В децентрализованном виртуальном предприятии лидерство попеременно переходит от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этане. Подобная модель виртуального предприятия осуществляется как горизонтальная интеграция партнеров. Такое виртуальное взаимодействие имеет структуру полного графа. Но чаще на практике применяется централизованная структура, где имеется центральный узел. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к другим участникам- Здесь организационная структура определяется не в процессе взаимодействия, а скорее проектируется ведущим предприятием. Типовой структурой описывающей централизованное предприятие выступает «звезда». Для описания централизованных сетевых структур можно воспользоваться классификацией Майлза и Сноу, которые предложили три их основных разновидности: внутреннюю, стабильную и динамическую:
  • Внутренняя сеть создается на основе уже сложившейся целостной организации путем значительного вынесения деятельности вовне фирмы, однако требует введения вовнутрь нее сил рынка. Ее логика состоит в том, что если внутренние подразделения будут работать по рыночным ценам, а не ориентироваться лишь на планы, графики и трансфертные цены, то они будут постоянно стремиться к повышению своей эффективности. Построения внутренних сетей основано на процессном подходе. В этом случае, структура внутренней сети формируется не на базе поставленной задачи, а на основе отдельного процесса. Таким образом, вместо создания структур на основе набора функций и подразделений организационная структура фирмы формируется вокруг нескольких основных процессов со специфическими целями в каждом из них. Такая структура представляет собой плоскую иерархию, в которой сокращается вертикальное администрирование, устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости, происходит рационализация работ внутри каждого процесса, используется меньшее число групп и подразделений для наиболее полного осуществления соответствующих процессов.
  • Стабильная сеть обычно предполагает частичный заказ товаров и услуг на стороне и является способом привнесения гибкости во всю стоимостную цепочку. Набор партнеров располагается вокруг «стержневой» фирмы, поставляя ей ресурсы, либо выступая дистрибьютором ее продукции. Данный подход используется среди таких компаний как BMW, Toyota, Chrysler у которых до 70% стоимости конечного продукта приходится на закупаемые на стороне детали и комплектующие. В BMW любой внутренний вид деятельности является кандидатом на замену сторонним заказом. Компания тщательно контролирует лишь четыре сферы: разработку новых производственных материалов, новые производственные технологии, электронику и исследования. Обратная сторона медали такого взаимодействия взаимозависимость и утрата самостоятельности. Выражением такого вида сети является аутсорсинг. Как показывает практика не всегда выгодно использовать собственные активы. Они порой бывают недозагружены или работают неэффективно, поэтому сутью аутсорсинга является оптимизация портфеля собственных активов, «выталкивание» низкоэффективных для компании видов деятельности. В этом случае недостающие комплектующие или ресурсы компания будет вынуждена покупать на стороне, используя опять же модель стабильной сети.
  • Динамические сети дают преимущества одновременно и в специализации и в гибкости, особенно при необходимости организации с минимальными затратами и минимальными потерями операционного времени многих независимых фирм для единовременного или краткосрочного совместного проекта. Динамические сети получили большое распространение в областях с коротким циклом разработки продукции, п производстве модной одежды, в сфере биотехнологий, компьютерном бизнесе и т.д. Головная компания (брокер) сети собирает воедино необходимые активы и ресурсы, принадлежащие (порой целиком) другим компаниям.
comments powered by HyperComments