Наверх

Аутсорсинговая (сетевая) компания в виртуальной среде

Ярлыки:
12.12.2011
В начале нового столетия производственный аутсорсинг приобретает новые черты. Параллельно с реальной средой, в которой функционируют промышленного предприятия, создается «виртуальная среда», в которой могут существовать все процессы жизненного цикла «виртуального предприятия», его продукции и действий на рынке. Пространство виртуализации включает в себя такие понятия как электронный рынок, виртуальный продукт, виртуальное производство, и конечно, - сама виртуальная организация (предприятие, корпорация), т.е. в целом создается виртуальная среда производства новой и/или постоянно обновляемой продукции. Под виртуальным рынком понимается предлагаемые сетью Интернет коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Элементами электронного рынка являются: во-первых, свободный доступ к любому рынку; во-вторых, равноправие партнеров и добровольное их участие в бизнесе; в-третьих,  повышение прозрачности рынков с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров.
Виртуальная среда - это технологическая среда, с одной стороны - для моделирования (имитации), и с другой - для реализации действительных (реальных) процессов функционирования организаций и рынков в пространстве виртуализации, которое позволяет моделировать сложные процессы взаимодействия между участниками реального рынка, выстраивать сложные структуры межинституциональной кооперации, представлять интеллектуальные, т.е. «ментальные» продукты, а наравне с ними и материальные продукты производства, а также труд и средства производства, т.е. оборудование и машины, распределяющие в пространстве рабочие места и др.
Эта идея давно носилась в воздухе, но впервые концепция виртуального предприятия и сам термин появились в работах У. Дэвидоу и М. Мэлоуна «Виртуальная корпорация» , а также в статьях Р. Байрна с соавторами в журнале «Business Week», где виртуальная корпорация описывается, как сетевая, компьютерно-интегрированная организационная структура, объединяющая неоднородные ресурсы, расположенные на разных стадиях цепочки создания стоимости. Сетевая форма межфирменного сотрудничества и а частности производственного аутсорсинга, как организационная форма находится на последней стадии эволюционной цепочки организационных структур управления фирмой: линейная - функциональная - дивизиональная - матричная - сетевая. Отличительным признаком сетевой формы сотрудничества является ее гибкость и динамичность с одновременным объединением компетенции партнеров. При этом вместо заранее установленных внутренних правил, регламентированных процедур и рутинных инструкций взаимосвязи между участниками сети определяются целевыми и структурированными контрактами- Сетевые организации объединяют два противоположных принципа- конкуренцию и кооперацию. Если в традиционной экономике лидером был и остается «человек со связями», умеюший благодаря своим личным контактам решать возникающие проблемы с наименьшими затратами времени и средств, и взаимодействовать со своими партнерами, то в информационной экономике возник более тонкий план - успех связан с гибкими альянсами и сетями. Партнерами виртуальной сети могут быть как независимые частные, так и юридически лица. Каждый участник производственного аутсорсинга должен располагать конкурентоспособными ключевыми компетенциями, которые позволят создать «лучшую в своем роде» продукцию. Для производства новых товаров привлекаются лучшие внутренние и внешние ресурсы (кадры, сырье, управленческие структуры, финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, специальные знания, «ноу-хау» и пр.) которые имеются у партнеров (или берутся в аренду). Обьединение ресурсов при создании виртуальных организаций характеризуется территориальной независимостью. Иначе говоря, формирование «ресурсного пула» и решение задач по принципу разделения труда происходит невзирая на географические границы. Сотрудничество часто носит временный характер или организуется на ограниченный временной интервал для выполнения конкретного проекта. Таким образом, важнейшей характеристикой виртуальной организации (ВО) является гибкая и адаптивная сетевая структура, приспосабливающаяся к меняющимся рыночным условиям также, как живой ирганизм приспосабливается к изменениям среды обитания.
Поскольку такая сеть не существует в реальном физическом пространство, а создается путем информационной интеграции ресурсов различных партнеров, со некоторые исследователи называют каази предприятием. Преимущество функционирования таких сетей очевидны: расширение действующего ресурсного потенциала идет без утраты гибкости головной компании, риск проекта распределяется между всеми партнерами. Виртуальное предприятие делает больше из того немногого» чем реально располагает, так как оно вместо капиталовложений в машины и оборудование может использовать партнерскую сеть носителей различных ресурсов и компетенций.
comments powered by HyperComments