Наверх

Аутсорсинговая модель в развитии «Экономики знаний»

Ярлыки:
06.10.2011
В производство знаний в России вкладывают около 1,6% ВВП, тогда как, в Европе – около 5%. В расчете на душу населения государственные затраты на научные исследования и разработки составляли в России в 2000 г. 66 долл. на душу населения. Для сравнения: Греция тратит на научные разработки 66,5 долл. на душу населения, США – 842,3, Германия – 527,4, Англия – 397,4. Участие частного капитала в финансировании НИОКР в странах ЕС достигает 55%, а в США – 67%, в России – ничтожно мало. Рейтинг Программы Развития ООН относит Россию к группе среднеразвитых индустриальных государств со значением индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) от 0,800 до 0,500. В то же время показатели образования населения в России соответствуют уровню самых развитых стран мира, занимающих с 1 по 19 строчки рейтинга. Общий индекс уровня образования 0,95, что близко к уровню Японии, Ирландии, Швейцарии, Австрии, Германии, Франции. Это явно указывает на неэффективное использование человеческого капитала в России.

Развитие экономики знаний - прерогатива государства и на этом пути необходимо решение следующих задач:

  • Во-первых, государство должно играть лидирующую роль в сфере экономики до тех пор, пока не оформится развитый сектор корпоративной науки.
  • Во-вторых, необходим переход от «поддержки организаций» к «стимулированию видов деятельности». Так, видится целесообразным определение стратегических высокоуровневых видов услуг (High-End Services), научных отраслей, в которых РФ может быть конкурентноспособной, и стать глобальным их провайдером. Стимулирования достойны такие направления деятельности российских предприятий, как инженерно-конструкторские разработки, ИТ, атомная и альтернативная энергетика, и другие. В 2002 году Россия получила от экспорта разработок (роялти и лицензионных выплат) 1 доллар на душу населения, в то время, как США – 151,7 долл., Швеция – 169,7, Великобритания – 130,4.
  • В-третьих, необходимо стимулирование взаимодействия между наукой, образованием и бизнесом, формирование и развитие инновационных кластеров.
Отечественный бизнес не предъявляет достаточного спроса на отечественные НИР, наука, в свою очередь, игнорирует потребности отечественного бизнеса. Наука сбывает свою продукцию преимущественно за рубеж, а бизнес импортирует оборудование и технологии. Профессор Harvard Business School Генри Чезбру при рассмотрении проблемы моделей технологических инноваций, обозначил, что «закрытая инновация» (самостоятельная разработка и использование технологии внутри компании), десятилетиями работавшая в индустриальных гигантах, в последнее время демонстрирует сдвиг в сторону открытых моделей, включая большую доступность венчурного капитала и более коммерческую ориентацию ученых и крупных фирм. Таким образом, представляются естественные возможности для открытости цепочки создания инновационной стоимости. Первый этап – генерация идей, достаточно созрел для аутсорсинга. Компания в поиске идей должна максимально широко охватывать все возможные ресурсы. И наоборот, второй – отбор проектов, не может быть отдан на аутсорсинг. Этот шаг слишком тесно связан со стратегией фирмы и ее видением бизнеса. Третий этап – разработка, легко может быть отдано на аутсорсинг. Доведение идеи до материального продукта или услуги включает многофункциональный набор технических и управленческих навыков. До определенной степени фирма может найти сторонних подрядчиков, что ускорит процесс разработки продукта и вывода его на рынок. Последний, коммерциализация, на самом деле не может быть отдан на аутсорсинг. Коммерциализация – это исполнение стратегического видения продукта и, таким образом, выражение стратегии фирмы. Хотя части процесса, такие как разработка рекламных кампаний, оформление, рыночные исследования могут выполняться на стороне на протяжении десятилетий, ключевые решения по целям продукта, цене, выводу, характеристикам и т.п., тесно привязаны к личности компании и слишком важны, чтобы отдавать их на сторону. Таким образом, видится целесообразным разработка на государственном уровне национальной инновационной системы, с проработанной институциональной, организационной и методологической базой, с учетом зарубежного опыта, позволяющей совершить переход российской экономики от ресурсоориентированной промышленности к производству в высокотехнологичных отраслях. Google
comments powered by HyperComments